?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Этим утром я к вам с прекрасным, которым хочу поделиться уже несколько дней, да все как-то руки не доходят.

Мой рассказ о людях, которые даже в наше время, где деньги в вечном и непререкаемом авторитете, где человек оценивается по его статусу, а престиж работы по крутизне тачки и размеру офиса,- сохраняют славные традиции ремесленичества и осваивают эту науку в странствиях, меняя города, страны и работодателей. О настоящих, взаправдашних, мастерах. Точнее, пока только подмастерьях. Странствующих подмастерьях.

О них почти не пишут в газетах, их не показывают по ТВ и даже в интернете придется усердно покопаться, чтобы найти подробную информацию о странствующих подмастерьях. Это уникальное явление, этот полутайный орден свободных ремесленников - "Gesellen" - чуть ли не единственный живой отголосок средневековой Европы.

Пока я пишу эти пафосные слова, проверяю электронную почту, отвечаю на телефонные звонки - по Европе идут пешком, едут автостопом, на велосипедах десятки людей в широкополых шляпах и черных вельветовых костюмах. При себе у них нет ни денег, ни мобильных телефонов. Им нельзя платить за проезд и оставаться на одном месте дольше трех месяцев.

Можно бродить по всей Европе, устраиваться на работу плотниками, каменщиками, кровельщиками, печниками, ювелирами, даже портными или шляпниками, но нельзя приближаться к родительскому дому ближе, чем на 50 километров.

Мне даже рассказали о двух немецких подмастерьях, удачно нанявшихся на работу в Белоруссии.

Странствие, по-немецки "Walz", по старой традиции должно продолжаться ровно три года и один день. Подмастерье, закончивший странствие - не просто приобретал огромный жизненный опыт и профессиональные умения, но и получал допуск в негласную, особую касту, куда закрыт ход выпускникам ремесленных училищ, побоявшихся или не захотевших в свое время отправиться в длительное, изматывающее путешествие.

Три недели назад Владимир Мартусь, капитан исторического парусника "Штандарт", зимующего в Гамбурге, "выцепил", как он сказал, себе на борт трех подмастерьев. Они не просто шли мимо - добравшись до Гамбурга, трое плотников специально собирались посмотреть на русский корабль, воспроизведенный с чертежей петровского "Штандарта" 1703-го года. Флориан, 25-летний подмастерье-плотник из Ганновера, перед странствием даже заказал себе в ухо серьгу с кораблем - так мечтал поплотничать на парусном судне.
- А серьга - просто для украшения? - спрашиваю Флориана.
− Не только. В старые времена золотая серьга была вложением капитала - если с подмастерьем что-то случалось, серьгу продавали, а деньги использовали на лечение, или, не приведи Господь, на похороны.

Неделю с лишним Флориан, Доминик и Вибке строили навесные полати в кают-компании русского парусника. Теперь у команды "Штандарта" есть дополнительные спальные места. Подмастерья не получали за свою работу денег. Их плата - ночлег, еда и возможность летом принять участие в плавании на "Штандарте" по северным европейским морям


http://www.bbc.co.uk/blogs/russian/photoblog/germany_9674bbc.jpg


Пришло время и подмастерьям пора разъезжаться в разные стороны. Они странствуют вместе уже полтора года. Устали друг от друга. Особенно это заметно по Вибке. Она девушка, а скидок на половую принадлежность не положено. Она еще не решила, куда пойдет дальше, поэтому останется на корабле еще пару дней. Флориан покинет корабль, но пробудет еще некоторое время в Гамбурге, чтобы не пропустить ежемесячную встречу своих "камараден" - таких же хмурых и суровых персонажей в широкополых шляпах.





Доминик родом из Швейцарии. Говорит с неповторимым акцентом. Он отправляется автостопом в Мюнхен - не только работать, но и навестить любимую девушку, которую не видел полтора месяца.

Доминик надел чистый, парадно-выходной "клюфт" - так называется этот специальный плотницкий костюм из грубого износостойкого вельвета. Он состоит из расклешенных брюк - чтобы опилки и прочий мусор не сыпались в ботинки, двубортной жилетки с большим вырезом, белой рубашки и пиджака. Клюфт в двойном экземпляре шьют на заказ, и это не дешевое удовольствие - около 500 евро

Вещи подмастерья упаковывают в традиционные платки с символикой своего сообщества. Спальник, запасной клюфт, смена чистого белья, плотницкая линейка, зубная щетка и подарок девушке - Доминик, как и все ремесленники, путешествует налегке. В пути он не расстается с витым посохом - обязательным атрибутом подмастерья. Его перед странствием нужно сделать самому - найти в лесу скрюченный ствол дикой вишни и вырубить из него свой собственный, неповторимый вандершток.



В ратуше каждого города, где подмастерье устраивался на работу, он получает печать и личный автограф бургомистра, но только после того, как исполнит традиционное приветствие. Книжечка с печатями и подписями - официальный документ ремесленника, который он предъявит в свою палату по окончании странствия.

С Домиником мы расстались у автобана на Ганновер. Он просто встал у выезда на магистраль и поднял руку. Впереди 700 километров пути автостопом, встреча с любимой и еще полтора года и один день странствия.

Оригинал на сайте ВВС, автор - Екатерина Соловьева

Comments

( 8 comments — Leave a comment )
livejournal
May. 22nd, 2012 03:40 am (UTC)
Ваша запись опубликована в LJTimes
Редакторы LiveJournal посчитали вашу запись интересной и добавили ее в дайджест LJTimes по адресу: http://www.livejournal.com/ljtimes
onshe33
May. 22nd, 2012 03:43 am (UTC)
Молодцы ребята....
neoffelia
May. 22nd, 2012 03:45 am (UTC)
Еще какие!
s_gelan
May. 22nd, 2012 04:12 am (UTC)
есть чему порадоваться))молотки парни!
neoffelia
May. 22nd, 2012 05:15 am (UTC)
ага, необычно и как-то радостно, что такие еще есть
elena_2004
May. 22nd, 2012 04:31 am (UTC)
спасибо вам!
neoffelia
May. 22nd, 2012 05:14 am (UTC)
Не за что. Мне самой очень понравилось - делилась с удовольствием
livejournal
May. 22nd, 2012 04:32 am (UTC)
3 года и 1 день в пути. О странствующих подмастерьях в Ев
Пользователь elena_2004 сослался на вашу запись «3 года и 1 день в пути. О странствующих подмастерьях в Европе» в контексте: [...] Оригинал взят у в 3 года и 1 день в пути. О странствующих подмастерьях в Европе [...]
( 8 comments — Leave a comment )